12 июля 2012
Вчера, 11 июля, Госдума приняла во втором и третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Документ предусматривает создание с 1 ноября текущего года в России единого реестра доменов и сайтов с противоправным контентом (первоначально предполагалось, что он будет создан с 1 января 2013 года). Законом предлагается создать реестр сайтов, страниц и сетевых адресов, на которых размещается информация, содержащая опасный для детей контент, - так называемую систему "черных списков" веб-сайтов.
В первую очередь речь идет о детской порнографии, пропаганде наркотиков и побуждении детей к самоубийству. В этом случае возможно досудебное закрытие сайтов. При наличии другой запрещенной информации решение о закрытии ресурса будет приниматься на основании постановления суда.
Напомним, некоторые нормы принятого в в первом чтении законопроекта вызвали критику медиасообщества. По мнению экспертов, положения о вредоносной для детей продукции были недостаточно четко прописаны, что позволило бы закрывать многие сайты в досудебном порядке. Теперь в документе более четко определено, что можно делать в досудебном порядке, а что - только по решению суда.
Устанавливается, что сайты и страницы не будут попадать в реестр автоматически. Надзирающий орган, которым, предположительно, станет Роскомнадзор, возложит на некоммерческую организацию (НКО) обязанности по мониторингу сайтов с противоправной информацией. После обнаружения таких сайтов НКО будет передавать эти сведения в Роскомнадзор, который должен предупредить владельца интернет-ресурса об обнаружении нелегального контента. Если в течение суток тот не отреагирует и не удалит материал, доступ к сайту (страницам сайта) будет ограничено хостинг-провайдером, а в случае бездействия последнего - оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к Интернету.
Решение о включении в указанный реестр можно будет обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Предполагается, что ведомство будет следить и за другим противоправным контентом в Интернете, таким как пропаганда войны или разжигание межнациональной розни. В этом случае ресурс будут включать в реестр только по решению суда.
Глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина сообщила, что при доработке законопроекта учитывались пожелания медийного сообщества. В частности, была установлена возможность обжалования в судебном порядке результатов экспертизы информационной продукции, о чем просила Национальная ассоциация телерадиовещателей. Кроме того, общественные организации наделяются правом установления общественного контроля - путем организации горячих линий.
Как закреплено в законе, информация о том, что фильм или передача не рекомендуется для просмотра детей до определенного возраста, будет показываться не только в начале трансляции, но и после перерыва на рекламу. Более того, документом вводится обязательная маркировка по возрастным категориям теле- и радиопрограмм и веб-сайтов.
Согласно внесенным изменениям законодательное закрепление получат такие понятия, как "сайт в сети Интернет", "страница сайта в сети Интернет", "доменное имя", "сетевой адрес", "владелец сайта" и "провайдер хостинга".
При этом определение понятия "владелец сайта" сформулировано достаточно широко. Владельцем сайта в сети Интернет будет признаваться лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Также предполагается внести нормы о создании и ведении Единого реестра доменных имен, указателей, страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр). Вся информация, содержащаяся в реестре, будет обозначаться как "сведения, позволяющие идентифицировать сайт (страницу сайта)".
Основаниями для включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайт (страницу сайта), будут либо решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, либо решение суда.
При этом законопроект содержит ограниченный перечень видов информации, распространяемых посредством сети Интернет, в отношении которых указанные органы исполнительной власти могут выносить решение о включении в реестр, а именно: - материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; - информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; - информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
Если сайты (страницы сайтов) содержат информацию иного рода, то сведения, позволяющие идентифицировать такие сайты (страницы сайтов), могут быть включены в реестр только на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации запрещенной к распространению.
После принятия решения о включении сведений о сайте (странице сайта) в реестр владелец сайта уведомляется об этом, после чего у него есть сутки на то, чтобы самостоятельно удалить информацию, запрещенную к распространению в РФ. Если он этого не сделает, сведения о его сайте (странице сайта) будут внесены в реестр и доступ ко всему сайту будет принудительно ограничен провайдером хостинга, а в случае бездействия последнего - оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к Интернету. С момента включения сведений о сайте (странице сайта) в реестр до момента принудительного ограничения доступа должно пройти не более трех суток. |